ЧЕЛОВЕК человеку - гамбургер
Кто диктует нам мораль в Америке?

  Анонимное письмо на адрес редакции

Пару месяцев назад я поругался с друзьями. Собственно, теперь у меня нет друзей здесь в Америке. Мы ехали сюда несколько лет назад вместе и думали, что наконец-то избавимся от всякой зависимости, создадим какие-то свои предприятия, будем жить интересно, независимо, вместе справлять праздники, переживать неприятности. Впрочем, о неприятностях тогда особенно не думалось. Хотелось идти вперед, создавать что-то новое. Времени и так отпущено нам немного. Да и неприятностей у всех хватило еще в той заморской жизни. Одним словом, планов было много, да и желания достаточно. Навыков, конечно в новой жизни не хватало: другой язык, другая культура.  Но, думалось, что дело это наживное,  Москва, как говориться, тоже не сразу строилась.

Теперь, спустя два года, эти мечты растворились. Новая жизнь, оказалось, проверяет людей на прочность. И я сегодня остался один. Точнее – только с моей семьей. И, честно, говоря, я не знаю, прав ли я в этой ситуации или не прав. Мне кажется, что все как-то перевернулось с ног на голову. Что белое стало черным, а сладкое – горьким.

Началось с мелочей. Друзья приехали чуть раньше и делали приглашение. Сделали хорошее дело – купили билеты на самолет. По приезду я отдал деньги. А потом узнал, что билеты стоили в два раза дешевле. Ну ладно, это ерунда, деньги – дело наживное. Потом я пошел сдавать на права. Английский знал плохо. Друзья сказали, что за экзамен надо заплатить 150 долларов. Я выписал чек. А потом узнал, что экзамены в Америке сдают бесплатно. Опять мелочь, а очень неприятно. Тем не менее, я не старался показать какую-то неприязнь. Все бывает у людей, жизнь меняет некоторые понятия. Хотелось верить во что-то лучшее.

Через пару месяцев арестовали моего знакомого. Николай работал в ресторане без права на работу. Шесть месяцев в тюрьме, потом – депортация. Я видел его перед самым отъездом в Россию. Он рассказал, что те же самые друзья сделали для него фальшивый  номер социального обеспечения. Они, конечно, сделали хорошее дело, вытащили его под залог до суда. Но суд принял решение о депортации и теперь жена Николая должна еще выплачивать им деньги за тот самый залог. Для меня это  никак непонятно. Посадили парня в тюрьму, вытащили с грехом пополам. И теперь семья этого человека должна быть еще и благодарна всему этому? Вот я и думаю, у кого крыша едет?  Наверное, действительно все нормы  простой человеческой морали теряют в Америке свое свойство. На первый план выходит жалкая копеечная сущность.

А что в общем-то такое простая человеческая мораль? Несколько раз в неделю к моей жене приходит ее русская знакомая Лана. «Ты знаешь, - начинает она… И пересказывает все новости из жизни русскоязычной общины. Татьяну поймали в магазине за мелкую кражу каких-то конфет. У Светки дочь совсем отбилась от рук, не хочет учиться, ругается с матерью. У Наташки муж опустил руки, негодяй. Не хочет работать, говорит, что Наташка загубила с этой Америкой его талант. Игоря поймали на употреблении наркотиков… Поначалу я не воспринимал это серьезно. Мало ли о чем женщины говорят, пусть языками почешут. Но постепенно стал замечать, что это становится некоторым образом жизни. Человек ходит, живет, собирает самую грязную информацию, а потом благополучно со спокойной совестью выливает это на других.

Хуже стало чуть позднее. Жена по доверчивости стала делиться некоторыми личными вещами. Через пару недель к ней явилась та самая подруга, которая  в свое время звала ее в Америку и устроила разборки. До нее дошли те самые личные переживания да еще в особо искаженной и преувеличенной форме. На моем языке это называется сплетни. На языке этих людей это называется мораль. Они очень заботятся о своем моральном образе в глазах других. Неважно, что внутри, важно – что снаружи.

Месяц назад в одной из газет я читал историю о парне – хулигане. Он постоянно  что-нибудь нарушал и попадал в полицию. Но когда случился пожар в доме, мимо которого он проходил, он первым бросился в дом и спас двух малышей. Все остальные моральные граждане стояли и боялись огня. Кстати, когда он вынес детей, его сразу арестовали: он находился в розыске за какое-то мелкое преступление. Но это уже американские законы. С точки зрения морали после такого поступка его простил бы любой суд присяжных. Но я иногда думаю, что действительно более моральными оказываются те, для кого важны не внешние атрибуты морали, а внутренняя чувства. Мама подружки моей дочери запретила ей с ней дружить. Четырнадцатилетние девчонки пошли на вечеринку  с парнями и моя предложила подружке выпить немного пива. А та все рассказала маме. Теперь моя дочь в ее глазах – аморальна и порочна. А то, что эта мама живет с американцем, который старше ее на двадцать лет, это нормально. Она его не любит, она ждет, когда он предложит ей зарегистрировать отношения, получить зеленую карту и устроить свою жизнь. Это морально – продавать свое тело за кусочек зеленой бумажки. Другой мой знакомый Андрей заходит иногда, чтобы тоже  пожаловаться на русских. То, что он больше года живет с нелюбимой американской женой, ест на ее деньги и нигде не работает, его не волнует. Зато он с гордостью говорит, что надоела ему эта Америка и он вернется жить в Россию. Но продолжает жить. Сколько таких проституток и проститутов вокруг, навязывающих нам свою мораль, как самую нормальную? И только закоренелый аморальный тип Вовка радуется американцам и никого не ругает. Он почти нелегальный. Он студент и в Америке – на птичьих правах. В России, поговаривают, он занимался рэкетом, какими-то махинациями, чтобы заработать денег. А здесь ему несколько раз предлагали заключить деловой брак, а он не соглашается. «Жениться буду только по любви», - говорит он. И недавно подарил своей девочке букет красных роз.

Я не знаю, что происходит с моралью в эмиграции? Я понимаю, что людям надо выживать, что выживает сильнейший, что мораль здесь вовсе не при чем. Один мой знакомый  даже говорит, что здесь люди живут по простому принципу «Человек человеку гамбургер». Каждый стремиться проглотить другого и запить колой.  Но выжить поодиночке   тоже нельзя? Или можно? Может кто-нибудь мне знает ответ?



 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.